Опубликовано 19.05.2016, автор Блинцов Вячеслав
Чтобы сделать крутой бизнес надо много работать?!
Никогда не понимал этого убеждения. Что значит много? И что значит работать?
Задача собственника - сделать коробочку, которая генерирует денежный поток без его участия.
И тяжелой работы здесь в общем-то нет. Просто сравните: грузчик должен 8 часов в день таскать мешки с песком, чтобы заработать около 1000 рублей за день.
Но тот же предпринимателей должен найти клиента, которому нужно перетаскать мешки с песком, и грузчика, который готов это сделать.
За сведение одного человека с другим предприниматель берет свою комиссию или прибыль.
То есть задача предпринимателя - ПЕРЕПРОДАВАТЬ ЧУЖОЕ ВРЕМЯ (или результаты чужого труда ввиде товаров и услуг).
Тяжело ли это?
Не знаю как это определить. Но точно знаю, что таскать мешки с песком явно тяжелее.
Ну хорошо. Здесь понятно. Но ведь есть куча обязанностей: бухгалтерия, привлечение клиентов, управление и найм персонала, работа с недовольными клиентами и ещё куча всего!
Да. Это теоретически так.
Почему теоретически? Потому что это все необходимо для функционирования бизнеса и предприниматель должен об этом думать. Но по факту - ВСЁ это можно и нужно делегировать.
---
Примите как факт.
Самое важное, что можно сделать в малом бизнесе, чтобы максимально быстро приблизить его к режиму "коробочки, которая генерирует деньги" - это сделать такое скучное и постоянно откладываемое большинством собственников...
Прописать все бизнес-процессы.
То есть абсолютно всё, что происходит в вашем бизнесе, чтобы он генерировал прибыль.
А потом напротив каждого бизнес-процесса прописать, кто сейчас этим занимается. Часто оказывается, что в большинстве колонок прописан именно сам собственник бизнеса.
И вот отсюда появляется миф о "тяжелой работе в бизнесе".
Но это был только первый шаг.
Второй шаг - напротив каждого бизнес-процесса необходимо написать, кто может выполнять это за вас и (что самое главное) СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
Сколько стоит каждый сотрудник для вашей компании, чтобы компания превратилась в коробочку по генерированию наличности?
Это ещё одна подводная мина, которая убивает собственников. Представим себе, обычный средний магазин мобильных аксессуаров в регионе.
Он приносит около 150 тысяч рублей оборота в месяц. Этого хватает на оплату аренды (30тр), закупку нового товара (80тр) и соответственно на личные расходы остается около 40 тысяч рублей.
При этом собственник сам стоит в магазине и продает. А ещё сам занимается закупками. И даже иногда придумывает какие-то акции. И пару раз смог заказать раздачу визиток и флаеров, около своего магазина.
И он очень устает.
Догадываетесь почему?
А ведь дома его ждут дети и жена. Им тоже надо уделить время, а его уже совершенно не хватает.
И тогда предприниматель решается на отчаянный шаг. Она нанимает первого продавца.
Это провал.
Продавец бестолковый, продает ужасно. Выручка упала со 150тр до сорока. Нет денег даже аренду заплатить. Закупку не сделать. Смог только выплатить зарплату продавца по испытательному сроку, уволить его и скорее снова встать за прилавок.
---
Что произошло?
Можно сказать, что человек просто не умеет делегировать. Если бы он нормального продавца взял, всё хорошо бы было.
Но это не так. Даже если бы хороший продавец смог удержать выручку (но это нереально, т.к. лучший продавец - собственник), этот предприниматель все равно не просчитал свою реальную прибыль на карман.
Если доход бы упал до 120тр в месяц, всё, что он смог бы сделать - это лишь еле-еле оплачивать зарплату своего сотрудника. И даже себе ничего бы не оставалось. А если бы доход сохранился на уровне 150тр в месяц, собственнику бы всё равно оставались жалкие крохи.
---
Это особенно показательно на примере небольших семейных кафе, где собственник-отец. Мать - за бухгалтера и повара. А двое детей выполняют роль официантов и барменов.
В этом случае кафе может выглядеть очень интересным и доходным делом. Семья может хорошо одеваться, ездить на приличной машине.
Работать только приходится от зари до зари. Тяжело работать. Однако...
Если вывести семью из всех бизнес-процессов и заменить их обычными сотрудниками по стандартным рыночным ставкам зарплаты - окажется, что бизнес не только не прибыльный.
Наоборот, он будет колоссально убыточным.
---
Мало быть хорошим управленцем. Или классным кадровиком, который сразу определяет перспективность сотрудников.
Проблема бывает в самой бизнес-модели.
И часто... эту проблему не исправить.
Если бизнес запускается на профессиональных компетенциях собственника, это может быть хорошей помощью на старте. Но если единственная причина генерации прибыли - это профессиональные навыки предпринимателя, то это не бизнес.
Это очень прибыльная работа.
Дизайнер открыл веб-студию и сам рисует дизайн. Юрист - юридическую фирму и сам консультирует. Владелец оптовой или розничной компании сам занимается закупками и продажами товара. И так далее.
Как только в каком-то из элементов бизнеса нельзя поставить другого более компетентного сотрудника вместо вас - это тут же останавливает рост вашего бизнеса.
Макдональдс в Питере работает точно так же, как и Торонто. А Сабвей одинаковый и в Сеуле, и Лос-Анджелесе. Сергей Галицкий не открывает сам "Магниты" на каждой улице и уж тем более не стоит за прилавком.
---
Можно говорить о том, что некоторые вещи в бизнесе делегировать нельзя.
Это называется - система антиувода бизнеса. И эти вещи тоже надо встраивать в компанию.
Но в первую очередь, нужно думать о том, может ли бизнес генерировать прибыль БЕЗ вашего участия. Будет ли он прибыльным, если не вы общаетесь с клиентом? Не вы реализуете проданную услугу? Не вы занимаетесь закупками? Не вы ведете бухгалтерию? Не вы следите за безопасностью и убираете помещение? Не вы отвечаете на телефон и емайлы клиентов? Не вы всем этим управляете?
И так далее.
9 из 10 бизнесов точно не готовы ещё работать в таком режиме. И большая часть из них никогда не смогут. Потому что не готовы заняться одним простым, но не самым приятным для самооценки процессом - прописать и просчитать свою бизнес-модель.
---
Многие успешные бизнесы начинались с продаж. Сам собственник начинал что-то продавать. Это у него пошло. И он стал продавать больше, потом ещё больше. Стал не справляться и нанимать людей. Так и завертелось.
Но многие - это не процентное соотношение. Это как раз тот самый 1 из 10. А чаще один из ста или даже тысячи компаний, которых никто не знает и уже никогда не узнают. Потому что они не стали успешными и закрылись. Никто не вспомнит бегуна, который пришел четвертым.
Хуже того. Никто не вспомнит бегуна, который пришел вторым.
Вы знаете банк номер один в России? А номер два? А номер три?
Знаете ли вы поисковики, кроме Гугла и Яндекса? Знаете ли какой поисковик в мире считается поисковиком номер два, после Гугла?
И тут многие предприниматели попадаются в ловушку...
Кто сказал, что нужно постоянно растить масштабы бизнеса?
Плюс наш, как предпринимателей, в том, что совсем не обязательно быть номер один. Или номер три. Или вообще под каким-либо номером.
Мы делаем свой денежный поток, для обеспечения себя и своей семьи.
Какая разница какой он там по счету в каких-то рейтингах. Если к примеру мой магазин аксессуаров работает на полном автопилоте и дает мне достаточное количество денег для жизни. А собственники из топ10 магазинов города пашут каждый день с утра до вечера?
---
Задача предпринимателя - ПЕРЕПРОДАВАТЬ ЧУЖОЕ ВРЕМЯ (или результаты чужого труда в виде товаров и услуг).
Пропишите максимально подробно свою бизнес-модель и сколько она стоит.
А дальше тестируйте. Ведь совсем не факт, что та модель, которая есть в вашей голове будет полностью совпадать с реальностью.
Мы живем в мире, где существует кризисы, взлет и падание спроса, появляются конкуренты, рейдеры, меняется законодательство, налоговые ставки, есть воровство, обманы, срывы сроков и договоренностей и ещё очень много чего.
НО!
Если вы ВООБЩЕ не знаете свою бизнес-модель и целенаправленно не занимаетесь выводом себя из бизнеса, вы из него ГАРАНТИРОВАННО не выйдете.
---
Нужно ли при этом работать много, мало, средне? Кто вообще определяет эти градации?
20 часов в неделю - это много или мало? А если каждый день с утра и до самого вечера в течении одной недели - а потом у вас постоянно идет поток денег?
Или наоборот - пару часов в неделю, но к тому же результату вы придете за десять лет?
А может ли кто-то реализовать вашу мечту не "когда-то", за годы, а на следующей неделе? Или завтра?
Вы мечтаете открыть свой продуктовый магазин. А Магнит открывает не менее 5 магазинов В ДЕНЬ! Каждый день. Мечтаете о ресторане? У Макдональдса 32.500 точек. А у Сабвей 43.700 ресторанов.
Мечтаете о рекламном агентстве? Omnicom курирует сеть из 1500 филиалов в 100 странах мира и ведет рекламу 5000 крупнейших компаний мира.
---
Долго ли это делалось? Да. Можно ли быстрее? Тоже да.
Фейсбук стал самой быстро растущей (по доходам) компанией в мире. Инстаграмм стоил миллиард долларов уже через два года. Перископ - через полгода.
Безусловно, важна удача, стечение обстоятельств и т.д. Но гораздо важнее четко прописанная бизнес-модель и ясное понимание того, что именно нужно сделать для получения желаемого результата в бизнесе.
Я это так же называю - ЧЕК-ЛИСТ.
Чек-лист того, что должно произойти, чтобы получить необходимый результат.
Например, так может выглядеть чек-лист для открытия своего розничного магазина:
1. Оформить ООО
2. Проанализоровать карту территории и проходимость
3. Арендовать помещение
4. Сделать ремонт
5. Купить и настроить торговое оборудование и программное обеспечение
6. Купить товар
7. Нанять и обучить продавцов
8. Сделать сайт
9. Сделать группы во всех соц. сетях
10. Открыть магазин
11. Запустить офлайн-рекламу
12. Запусть онлайн-рекламу
Это очень грубый чек-лист. В каждом из них ещё есть свои подпункты и свои чек-листы. Но если они ВПРИНЦИПЕ есть, тогда открытие магазина не является проблемой.
Это и будет бизнесом. По хорошему, именно так должна выглядеть франшиза, которую многие сейчас пытаются продавать. Максимально отлаженные бизнес-процессы, чек-листы и инструкции, все маркетинговые материалы и т.д.
---
Коробочка, которая генерирует прибыль на автопилоте.
Только в этом случае ваш бизнес действительно является бизнесом.
А не высокооплачиваемой работой.
Говорят, что в бизнесе можно делегировать все, кроме стратегии. Но крупные компании не зря нанимают крутейших топ-менеджеров и консультантов за миллионы долларов.
И стратегию можно делегировать.
Не зря же существует должность "директор по развитию".
---
В следующих статьях мы поговорим о продаже бизнеса и правильной оценке его стоимости, о привлечении клиентов в розничный магазин и в интернет-магазины, о правильной найме сотрудников и управлении персоналом (особенно, продавцами). А так же про многое другое...
Ждите новых выпусков, анонсы будут приходить к вам на электронную почту.
Если вы ещё не подписаны или по какой-то причине перестали получать нашу рассылку - напишите нам на почту mail@sotomore.ru или позвоните по телефону 8 (800) 333-04-34 Наши менеджеры обязательно вас добавят.
С уважением,
Вячеслав Блинцов,
агентство результативного маркетинга BLINTSOV MEDIA